DOI:
Ключевые слова
религия, мягкая сила РПЦ, Православие, Православная церковь Казахстана, векторы РПЦ в Казахстане
Религиозные институты в современности вовлечены в широкий спектр общественных активностей, в том числе в государственную деятельность. В частности, религиозные лидеры участвуют в глобальной повестке, благодаря чему являются акторами межкультурной коммуникации и публичной дипломатии.
В статье рассматривается деятельность Православной Церкви Казахстана через призму «мягкой силы». Приводятся современные дискурсы об акторах, основаниях и возможностях «мягкой силы» как одной из альтернативы традиционной дипломатии. Важно отметить, что вопрос о том, какие страны, какая идеология и культуры обладают потенциалом «мягкого воздействия» является дискуссионным.
В рамках статьи анализируются нарративы, посылы Православной Церкви Казахстана в качестве одного из инструментов «мягкой силы», которые детерминируются общими установками внешней политики России. Помимо этого, проводится анализ ресурсного потенциала, который реализуется посредством сетевой организации, многовекторности активности Православной Церкви Казахстана. При этом, несмотря на значительный ресурсный потенциал, эффективность «мягкой силы» православия в Казахстане зависит также от других составляющих геополитического развития региона.
В целом, актуальность данной темы связана с тем, что конструкт «мягкая сила» воспринимается как мирный рычаг, благодаря которому поддерживаются не только межгосударственные связи, но и поликонфессиональная палитра, межцивилизационный диалог. Важность данного исследования заключается в том, что в современности партнерство выходит за рамки привычного сотрудничества и сегодня странам важно сконструировать привлекательный «имидж». В статье делается вывод, что православная церковь обладает рядом ресурсов и потенциалом «мягкой силы».